Top.Mail.Ru

Анализ поэмы Блока «Двенадцать»

Самым значительным, противоречивым и необычным творением у А. Блока по праву считается поэма «12». Анализ произведения позволит лучше понять глубину замысла и сложность проблем, поднятых автором сразу же по горячим следам русской революции. «Двенадцать» можно назвать и самым значительным достижением поэта, и самым большим разочарованием.

Блок 12 анализ

История создания

Трудно представить себе поэта начала XX века, который верил бы в революционное движение так же неистово, как Александр Блок. Он буквально считал революцию всемогущей, способной кардинально преобразить и очистить огнем не только неграмотный порабощенный народ, но и весь мир.

Известно, что Блок провел на фронте целых два года, был разочарован бессмысленной войной, жизнь его в это время была полна лишений, тревог и отчаяния.

Блок

По возвращении в Петроград поэт обнаружил город в преддверии революционной бури: на улицах вспыхивали беспорядки, начался разбой и все чаще звучали волнующие речи о грядущем социальном перевороте.

В 1917 году свершилась Февральская революция, а затем — октябрьский переворот, окончательно утвердивший победу народно-революционного движения. Поэма «Двенадцать» была создана практически сразу после большевистского захвата власти. Автор позже говорил, что написал эти закольцованные стихи буквально на одном дыхании, в порыве «революционного огня».

Современники утверждали, что строки в поэме изначально имели другой порядок и к каждой из них Блок написал несколько вариантов, чтобы потом выбрать наиболее точные. Датой первой публикации принято считать 3 марта 1918 года, когда в газете «Знамя труда», издававшейся левыми эсерами, появился текст, на него сразу же обрушился шквал критики.

Краткое содержание и особенности сюжета

Действие поэмы «Двенадцать» происходит в послереволюционном заснеженном Петрограде. На улице города появляется патруль, состоящий из 12 красноармейцев, которые увлечены обсуждением судьбы Ваньки — их бывшего товарища по оружию, предавшего идеалы революционного движения и связавшегося с проституткой Катькой.

Неожиданно отряд обнаруживает сани, в которых едут Катька с Ванькой. Недолго думая, бойцы открывают огонь по повозке. Бывшему красноармейцу и извозчику удалось спастись, а Катька убита.

Поэма 12 блок анализ

Стражи революции цинично перешагивают через труп только что погибшей от их пули проститутки и спокойно продолжают свой революционный марш.

Блок продолжает сюжетную линию, связанную с убийством и невинной жертвой, кратко представляя читателю раскаяние убийцы Петрухи, некогда любившего Катьку. Товарищи решительно осуждают Петруху за сожаление о содеянном несколько минут назад преступлении, и патруль продолжает свое шествие по Петрограду.

Далее, автор намекает на отголоски старого мира и показывает бродячего пса, которого революционеры отгоняют штыками. Вдруг сюжетная линия неожиданно ломается, перед патрулем возникает странная фигура с красным флагом — это Иисус Христос, как призрак, некогда увиденный самим Блоком в разгар революции, как величественный, суровый и трагический символ, о проблематике которого впоследствии еще долго будут яростно спорить критики.

Характеристика главных героев

В поэме 12 у Блока можно насчитать 27 персонажей, портреты которых набросаны на скорую руку, в них нет четкости — только намеки на противопоставление нового мира старому. Среди действующих лиц главными героями являются 12 патрульных революционеров, Ванька — бывший красноармеец, Катька — проститутка.

Из отряда 12 Блок читателю представляет только Петруху, помещая его в центр повествования о недавней истории любви к Катьке, уличенной в неоднократных изменах: «С офицерами блудила!». Здесь же автор характеризует Петьку как жесткого, ревнивого головореза: «Помнишь, Катя офицера? Не ушел он от ножа!». Теперь же бывший любовник приходит в ярость, увидев Катьку в санях с Ванькой.

Поэма 12 анализ

На первый взгляд, речь идет о банальном бытовом конфликте и ядовитой ревности, но в контексте грязи человеческих отношений А. Блок изображает борьбу света с тьмой, старого мира с кровавым новым миром, где еще нет порядка, а есть только произвол революционеров, почувствовавших вкус власти и безнаказанности.

Проститутка Катька — образ оскорбленной падшей женщины, для которой революционная буря ничего в жизни не изменила. Разве что прежде девица гуляла с офицерами, а теперь довольствуется лишь солдатами да проходимцами. Не удивительно, что она становится случайной, напрасной жертвой. Огонь революции не преобразил Катьку, не изменил ее судьбу.

Образ бывшего красноармейца Ваньки напрямую связан с темой отступничества и обыкновенного житейского соблазна. Солдат предал не только священное дело революции, но и своих товарищей. Они яростно осуждают его, называя буржуем, но одновременно завидуют его сладкой жизни, любовным делам и легкости существования. Для них он предатель, бойцы готовы выплеснуть злобу расправой: «Злоба кипит в груди. Черная злоба. Святая злоба».

Значение символов

Интересно, что в поэме 12 Блоку удалось соединить окружавшую его действительность конца 1917 года и символическое начало нового, пока еще совершенно непонятного мира. К ярким символам времени в сочинении относятся:

  • Ветер.
  • Шелудивый пес.
  • Христос.

Блок двенадцать анализ

Ветер являет собой у Блока революцию, которая сметает старые порядки, разрушает все без разбора и веселится. Цель ветра — разжечь «мировой пожар в крови».

Бродячий пес, увязавшийся за патрулем — это символ уходящей проигравшей эпохи, краха буржуазного мира. Неслучайно красноармейцы отгоняют собаку штыками.

Христос, изображенный в венке из роз и с красным флагом в руках — самый сложный для понимания символ, таящий в себе множество смыслов. Сам А. Блок посчитал его указанием на революционное и религиозное отчаяние, последовавшее за октябрьским переворотом.

Одновременно с появлением Христа открывается и новый смысл 12 — патруль, состоящий из двенадцати человек, как будто апостолы, последовавшие за Иисусом. Таким образом, Блок пытается оправдать идеалы революционного движения, которым он был так горячо предан.

Анализ поэмы 12

Магия числа 12 буквально насквозь пронизывает все произведение А. Блока:

  • 12 красноармейцев — главных героев.
  • 12 апостолов Христа.
  • 12 глав в поэме.

Двенадцать библейских апостолов «несли в мир» новое учение, веру, а у Блока патрульные — новую власть, порядок, принципиально отличающийся от старого режима.

Композиция и художественный прием

Построение «Двенадцати» имеет интересную особенность. Поэма состоит из 12-ти глав, которые объединяются с помощью кольцевой композиции, имеющей два плана:

  1. Символический.
  2. Конкретно-предметный.

Произведение построено на противопоставлениях черного и белого, старого и нового.

Двенадцать блок

Антитеза как художественный прием очень помогает увидеть крайности, свойственные как царскому, так и большевистскому миру. Чтобы более отчетливо показать хаос, творящийся в Петрограде после революции, Александр Блок часто изменяет стихотворный ритм, при разборе сбивающий с толку читателя.

Действие происходит на улицах реального города, не устоявшего под натиском революционной бури. Главные герои появляются только во второй главе, но место действия по-прежнему остается вполне реалистичным. А в последней части при анализе поэмы 12 можно увидеть, что пространство вдруг начинает расширяться. На первом плане оказывается главный символ, заставляющий забыть даже о невинной жертве.

Мнения критиков

Многие современники А. Блока посчитали, что он оскорбил власть большевиков, создав стихотворную сатиру на свершившуюся революцию. Некоторые восприняли новое произведение как личную обиду, и больше не подавали коллеге по цеху руки. Среди таких людей была Анна Ахматова, которая при анализе «Двенадцати» Блока назвала предателем, а текст — насмешкой над символизмом.

Анализ поэма двенадцать

А. В. Луначарский счел произведение гимном и глубоким, искренним признанием завоеваний Октября, однако не рекомендовал читать произведение вслух, поскольку концовка поэмы, где появляется Христос, шокирует.

И. Бунин был крайне разочарован творением Блока. Свое мнение он выразил довольно грубо: «До такого позора русская поэзия еще не доходила!». Поэму он назвал набором плясовых стихотворений, не заслуживающим ни малейшего внимания читателей.

Нельзя обойти и оценку К. И. Чуковского, отметившего в своем анализе «Двенадцати» у Блока ощущение приближающейся катастрофы: «В стихах — лихорадка ужаса». Поэт А. Белый выказал автору свое восхищение за «отвагу и мужество», а также предположил, что такое сочинение Александру никогда не простят. Отчасти он был прав. После публикации «12» на Блока обрушился поток критики, клеветы и обвинений в кощунстве и предательстве революционных идеалов.

Отношение автора

Известно, как А. Блок отказывался читать «Двенадцать» вслух, а также пытался оправдываться перед каждым критиком, утверждая, что поэма получилась мрачной, поскольку во время ее создания он находился в крайне тяжелых обстоятельствах. А на допросе после ареста в 1919 году он и вовсе сказал, что написал 12 в лихорадке и бессознательном бреду.

Анализ поэмы 12

Понять отношение Блока к событиям, описанным в поэме, трудно, так как он беспристрастно изобразил разные стороны революции, не занимая единой позиции. Он выступил в роли наблюдателя, отметив, что только констатировал факты.

Перед смертью он просил жену уничтожить все экземпляры «Двенадцати», поскольку революция, о которой так страстно мечтал поэт, разочаровала. Она разрушила его идеалы, веру в Бога и даже веру в жизнь. А поэма стала попыткой выйти за пределы собственных представлений и иллюзий, помогла понять диалектику мощных сил, которые выстроили сюжет, отчеканив ритм бессмертного произведения.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector