Top.Mail.Ru

Краткий анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Дума»

Среди своих потомков Михаил Юрьевич прославился не только работой о свободолюбивом молодом человеке и любовной лирикой, но еще и серьезными философскими творениями о наболевших вопросах. Одним из таких является стихотворение Лермонтова «Дума». Анализ произведения будет полезен ученикам девятых классов при подготовке к уроку литературы.

Стихотворение Михаила Лермонтова «Дума»

История написания

«Дума» — одна из сильнейших работ Лермонтова. К созданию этого стихотворения автор приступил в 1838 году. Михаил Юрьевич жестко описывает поколение 30-х годов, погрязшее в безразличии и нигилизме. Спустя год литературный шедевр был напечатан в издании «Отечественные записки», а в 1840 вошел в цикл произведений, который был опубликован при жизни писателя.

Написанию произведения предшествовало знакомство поэта с бывшим декабристом. Действие происходит на Кавказе в период первой ссылки автора: мужчину поразила твердость и верность собственным принципам нового товарища. Последний отличался от сытого и безразличного окружения Лермонтова. Такой контраст подтолкнул Михаила Юрьевича к выражению своих мыслей в поэтической форме. В результате появилось глубокое и правдивое стихотворение.

Жанр, композиция и направление

Изучают анализ стиха «Дума» Лермонтова

Изучая анализ стиха «Дума» Лермонтова, нельзя не упомянуть о его композиционной структуре. Произведение состоит из пяти строф, которые не отличаются особой связью. Она достигается посредством тематической целостности. Повествование происходит от второго лица, автор относит себя к пропавшему поколению, видит печальные симптомы не только в других, но и в себе. Подобная откровенность подкупает читателей, вызывая лишь жалость.

Произведение трудно отнести к какому-то определенному жанру. В стихотворении мастерски комбинируются сатира и элегия. Последняя проявляется в размере работы. Лермонтов создал «Думу» шестистопным ямбом. Объем строф прибавляет литературному творению грузности.

Сатирические нотки прослеживаются в теме и литературном направлении. Михаил Юрьевич обличает общественные пороки, с негодованием и злостью размышляет о прошлом и будущем.

Еще разборы стихотворений М.Ю. Лермонтова:

Тематика произведения

В стихотворении «Дума» поэт затрагивает множество различных тем. Краткий обзор каждой поможет читателям лучше понять суть:

Дворяне на балах

  1. Главная тема произведения — сущность человека. Лирический персонаж с большой долей скепсиса относится к современному поколению. Лермонтов не видит в нем будущего. Он утверждает, что общество живет без целей и смысла, равнодушно относится к добру и злу.
  2. Автор представил исчерпывающее описание своего времени, рассмотрел тематику власти и высказал к ней собственное презрение. Современников Михаил Юрьевич отнюдь не случайно прозвал «рабами». Дело в том, что после восстания декабристов дворяне не принимали участия в жизни государства, они закрылись в своем мире удовольствий, чтобы не касаться общественных проблем.
  3. Тематику преемственности поколений автор не обошел стороной в своем произведении. Ошибки отцов оказали влияние на «молодое племя». Именно их опыт стал причиной бездействия подростков, отсутствия у них желания прогрессировать. Лирический персонаж беспокоится о духовном наследии.
  4. В произведении преобладают чувство безысходности, грустные настроения, угрызения совести. Герой язвительно описывает общественные пороки, себя он также относит к тем, кого обвиняет.

Проблематика работы

Все проблемы стихотворения тесно переплетаются с идеей. Автор описывает то, за что корит и осуждает общество. Основные аспекты:

Праздность дворян

  1. Лицемерие. Современники Михаила Юрьевича, чтобы не стать осмеянными обществом, были вынуждены скрывать свои настоящие душевные порывы. Впоследствии они перестали радоваться жизни, выражая наигранные эмоции одиноких и непонятых душ. Именно поэтому годы юности стремительно промчались мимо.
  2. Равнодушие. Современники Лермонтова безразличны ко всему, что происходит вокруг. В их жизни даже любовь легкомысленная и случайная. Общество ничто не трогает, не вдохновляет, следовательно, люди пусты.
  3. Праздность. Дворяне привыкли существовать «на всем готовом», они никогда не работали на благо Родины. Государство держалось только на труде крестьян, а представители дворянского сословия лишь паразитировали на народе. Такое состояние сделало молодых людей распущенными. Они перестали стараться улучшить собственное существование, хотя в этом и заключается долг перед Отечеством.
  4. Цинизм. Поколение писателя только упражняется в остроумии, однако за язвительными фразами скрывается лишь пустота.
  5. Бессмысленность существования. Современники автора — пловцы по течению, у которых нет высоких идеалов, целей и задач. Циничная улыбка является стремлением добавить себе лживой значимости. Они привыкли прожигать свою жизнь. Поэтому персонажа пугает упрек детей к промотавшимся отцам.

Символика стихотворения

В бездеятельности нынешнего поколения лирический персонаж обвиняет «ошибки отцов». Декабристское восстание 1825 года скрыто в этом образе. Неудачная попытка предков что-либо изменить в собственном положении стала причиной отсутствия стремления у потомков отстаивать свое мнение, добиваться справедливости. Именно поэтому с юных лет они оказываются малодушными перед любой опасностью.

Символика «раннего плода» демонстрирует состояние поколения Лермонтова. Молодые люди быстро взрослеют и вскоре рано увядают, причем толку от этого созревания нет. Праздная жизнь губит умы, обезволивание разлагает души.

Михаил Лермонтов

Однако лирический персонаж является частью этого поколения. Именно поэтому автор везде употребляет местоимение «мы». С огромной печалью Лермонтов смотрит на минусы ровесников. Он много думает о будущем и грустит от того, что ему нечего оставить потомкам. Однако герой не имеет власти над своей судьбой. Он является заложником паутины закономерностей.

Образ общества раскрывается в виде бездушной массы, которая существует без стремления к чему-то и духовных ценностей. Примечательно, что лирический персонаж относит себя к толпе. Он понимает, что неразрывно связан с людьми вокруг.

В глаголе «иссушили» Лермонтов демонстрирует суть увядания поколения. Все собственные чувства они скрывают, чтобы не стать осмеянными лицемерным окружением.

Выразительные средства

Различные тропы были использованы Лермонтовым в «Думе». Средства выразительности придают строкам мелодичность, позволяют увидеть глаза лирического персонажа, которые полны равнодушия и тоски. Стилистические приемы, которые применил автор в своей работе:

Стих «Дума»

  1. Метафоры — неотъемлемая часть большинства литературных работ. В каждой строфе продемонстрированы необычные речевые обороты, скрытые сравнения. В первом восьмистишии персонаж описывает преемственность поколений и негативное воздействие на молодых людей опыта предков. Затем герой сравнивает существование с пиром «на чужом празднике жизни». В этом словосочетании выражается равнодушие и отсутствие стремления к любой деятельности.
  2. Анафора — еще один прием для придания монотонности звучания. В предпоследней строфе лирический персонаж доведен до крайней степени отчаяния.
  3. Эпитеты играют очень важную роль в произведении. С их помощью персонаж выражает презрение к прошлому и настоящему — «бесполезный клад», «толпой угрюмою», «презренные рабы».

Литературные и стилевые нюансы, присущие творчеству Михаила Юрьевича, делают стихотворение настоящим образцом философской лирики. Лермонтов затрагивает острые социальные проблемы, которые актуальны для детей и взрослых.

Образ лирического персонажа, посыл и основная мысль работы направлены на пробуждение в читателях желания перемен, чтобы жизнь не промчалась тускло и бессмысленно.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector