Top.Mail.Ru

Анализ стихотворения Есенина «Край ты мой, заброшенный»

Тема любви к своей стране и родному краю освещена в творчестве многих классиков русской литературы. Одними из самых проникновенных и самобытных стихов в жанре патриотической и пейзажной лирики являются произведения поэта, оставшегося в истории культурного наследия России подлинно крестьянским автором, воспевшим образ своей деревни. Анализ стихотворения Есенина «Край ты мой, заброшенный» ближе познакомит с реалиями села начала XX века.

Стихотворение Есенина «Край ты мой, заброшенный»

Об авторе строк

Сергей Александрович Есенин (1895−1925) — великий русский деятель поэтического искусства, заслуженно любимый не только своей нацией, но и получивший мировое признание. Лирика автора настолько пронизана искренней любовью к родине и болью за ее судьбу, что произведения классика просто не могут оставить читателя равнодушным. Неповторимость есенинских опусов складывается из переплетения:

  • мастерства применения красоты и остроты русского слова;
  • истинного поэтического таланта;
  • глубины переживаний за судьбу родного края;
  • восхищения Русью во всем ее многообразии.

Поэту выпала нелегкая и короткая жизнь. Заслужив репутацию мота и балагура, Есенин прожил всего лишь тридцать лет, оставив колоссальное количество шедевральных поэтических произведений. На тексты стихов его авторства положены замечательные русские романсы и песни, а значит, талант классика бессмертен вдвойне и воплощен еще и в музыкальном культурном наследии России.

Сергей Александрович Есенин

На протяжении всего своего жизненного и творческого пути Сергей Есенин был преисполнен любви к природе и быту родного края, православной патриархальной Руси и крестьянству. В моменты ударов судьбы поэт будет мыслено обращаться к образу России, находить в нем душевный покой и вдохновение, одновременно всем сердцем переживая за судьбу русской деревни.

Будучи приверженцем новокрестьянского и имажинистского направления в литературе, Сергей Есенин очень много писал о российской глубинке, в частности, о селе Константиново Рязанской губернии, в котором родился и вырос. Любопытно, на каком контрастном восприятии строятся написанные в одном и том же 1914 году стихотворения поэта «Гой ты Русь, моя родная» и «Край ты мой, заброшенный». Если в первом произведении автор воспевает красоты деревенской жизни, то во втором обнажает все уныние и заброшенность родных мест.

Тема малой родины и пейзажная лирика составляли канву литературного кредо поэта. Самобытно и трепетно Есенин сумел воплотить все свое восхищение Россией через образы берез, черемух, храмов, образов (икон), синевы.

В каждом произведении автор показывал какую-то новую грань родины, кажущуюся вроде бы такой привычной и простой и в то же время — неповторимой и совершенной.

История написания

Именно в период создания стихотворения девятнадцатилетний Сергей Есенин уезжает в столицу из села Константиново. Эти годы становятся крайне непростыми для юного поэта. Суровость большого города, жестокость литературного мира, политический переворот в стране и щемящая сердце тоска по родимой стороне бередили душу молодого писателя. Тяжелыми были и взаимоотношения Есенина с отцом, который полагал, что творчество сына всего лишь блажь и не поддерживал выбор жизненного пути, сделанный своим отпрыском.

Революционные настроения в стране

Революционные настроения в стране также оставили огромный след в жизни и творчестве поэта. Есенин искренне верил, что грядущие перемены действительно благоприятно отразятся на русской деревне, однако юного Есенина постигло страшное разочарование — большевики не только не способствовали процветанию крестьянства, но и душили его как класс, расстреливали людей и губили остатки патриархальной православной России, так горячо любимой классиком.

Именно скептический и реалистичный взгляд на деревню отражен в строках произведения «Край ты мой, заброшенный». Стихотворение словно пропитано настроением:

  • разрухи;
  • запустения;
  • бедности;
  • безысходности.

То состояние сельской местности, которое с печалью и болью описывает Есенин в 1914 году олицетворяет собой влияние на малую родину войны. Стих, увы, является еще и пророческим, ведь спустя некоторое время новая власть действительно перекроит и изничтожит русскую деревню в том образе, какой ее знал и любил поэт.

Художественные приемы

Уже в произведениях раннего периода творчества, к которому относится и рассматриваемое стихотворение, Сергей Есенин мастерски применяет средства художественной выразительности в своих сочинениях. Слог поэта не только мелодичен и красив, но и изобилует такими литературными приемами, как:

  • эпитеты («край заброшенный», «сенокос некошеный», «заревая гать», «плесень сизая»);
  • сравнениями («солома — риза», «край — пустырь», «черемуха — метель»);
  • метафорами («избы забоченились», «ветер солнцем окропил», «черемуха машет рукавом», «нашептал ковыль»).

Использует автор и прием литоты («Избы забоченились, а и всех-то пять»). Намеренное преуменьшение здесь применено поэтом для обрисовки образа запустевшего села, находящегося на грани вымирания.

Традиционно автор, несмотря на антихристианские настроения в обществе, пропагандируемые новой властью, тонкой нитью проводит в произведении тему веры. В тексте стихотворения встречаются слова «монастырь», «ризою», «окропил», связанные напрямую с духовной тематикой и церковью.

Плачевное состояние деревни

Плачевное состояние деревни Сергей Есенин передает при помощи образов запустения и кажущейся безлюдности («сенокос некошеный», «плесень сизую окропил», «край заброшенный», «край — пустырь»). В качестве храма поэт осознанно упоминает не церковь, в которой проходят службы, отмечаются календарные праздники, а монастырь — место, где монахи одиноко молятся в кельях, пропитанное атмосферой аскетизма и горя, ведь постриг обычно принимают люди, возымевшие сильное потрясение или утрату и душевную боль в мирской жизни.

Стихотворение состоит из пяти строф. Стихотворный размер произведения — хорей, рифма применена перекрестная. Завершает композицию стиха риторический вопрос: «Уж не сказ ли в прутнике жисть твоя и быль, что под вечер путнику нашептал ковыль?» Вопросы без ответа нередко использовались в творчестве Есенина.

Идейный посыл стиха

В произведении Сергея Есенина «Край ты мой, заброшенный» главный смысл стиха мастерски передан автором посредством художественных образов. В тексте отсутствуют человеческие фигуры, за них говорит сама природа. Так, автор применяет поэтическую фигуру «воронов, бьющих в окна без промаха». На Руси эти птицы традиционно связывались с дурными вестями, а удар птахи в стекло считался знамением гибели живущих в доме. Символика древнего поверья связывается в строках с грядущим неминуемым вымиранием русского села.

Черемуха, героиня многих стихов Есенина

Черемуха, героиня многих стихов Есенина, в произведении предстает в образе метели — майское цветущее дерево сравнивается поэтом с холодной зимней стихией. Такой подменой символов автор отражает лживость революции и показывает на примере явлений природы (весна и зима), что ожидание новой жизни обернулось практически смертью. В этих строках зашифровано разочарование поэта в государственном перевороте.

В некоторой степени Есенин ощущает и свою непосредственную вину в том, что стало с русской деревней. Кроме искренней веры в революционные идеи, поэт корит себя и за то, что когда-то устремился в столицу, покинув родимый край, который теперь не узнает. Уехав из Константиново наравне с другой молодежью, классик терзается душевными муками о предательстве родного края.

Финальными строками поэт словно пытается вообразить эфемерность увиденной картины и представить, что на самом деле деревня не погибает, а увиденное — лишь «шепот ковыля» усталому путнику. Толику исконно русского колорита тексту произведения придает использование слова «жисть», являющегося устаревшим.

Таким образом, идейный посыл стихотворения ярко передан через завуалированные художественные образы. Через описание воронов, черемухи и ковыля с применением средств литературной выразительности автор показывает:

  • заброшенность русского села;
  • необратимость случившегося;
  • ощущает свою причастность к судьбе родной стороны.

Стих «Край ты мой, заброшенный»

Все это мастерски воплощено всего лишь в пяти четверостишиях благодаря поистине гениальному литературному таланту Сергея Есенина.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector