Top.Mail.Ru

Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»

Произведение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» было написано в 1915 году известным поэтом Осипом Мандельштамом. При написании стихотворения автор вдохновлялся гомеровской эпопеей. В момент написания автор находился на побережье Чёрного моря в Коктебеле, что, по слухам, также оказало влияние на сюжет и мотив произведения. Впервые оно было опубликовано во втором издании стихотворного сборника «Камень» в 1916 году.

Бессонница гомер тугие паруса анализ

Тема, стиль и жанр

Мандельштам работал и развивался в направлении, которое называется «акмеизм». Однако, согласно литературной теории, это понятие вернее всего было бы называть течением, так как оно не является столь же масштабным, как, к примеру, сентиментализм, классицизм, романтизм или реализм. Акмеизм является одним из модернистских течений русской поэзии.

Поэты-акмеисты используют в своём творчестве понятные образы, аллегории и метафоры, выражаются ясным слогом. Пишут достаточно приземленно, не используя заумные и сложные философские понятия и конструкции.

 анализ стихотворения мандельштама бессонница гомер тугие паруса

Произведение — яркий пример внедрения античной культуры и современной её интерпретации в поэзию XX века в попытках понять и объяснить философию любви.

Необходимо провести анализ «Бессонница.Гомер.Тугие паруса», чтобы понять мысли автора и основную суть и идею, которую он хотел донести до читателя.

Стихотворение имеет глубокий смысл и заставляет задуматься о вечном: о любви и войне, о боге и смысле жизни. Темой стихотворения является Троянская война, история любви и её жертвенность.

Анализируя стихотворения, можно заметить, что оно написано в жанре элегия, шестистопным ямбом с включением пиррихия, с кольцевой рифмовкой АВВА. Хотя стихотворение и небольшое, написано оно довольно сложным для восприятия языком.

Новизну и актуальность стихотворения легко определить тем, как оно построено. Произведение написано в трёхступенчатой композиции, отражающий путь, преодолеваемый героем в процессе своих размышлений:

  1. В первом катрене завязывается весь будущий сюжет стихотворения. Здесь герой борется с бессонницей и рисует в своём воображении длинный список ахейских кораблей, который вдруг оборачивается в стремящийся ввысь «журавлиный поезд».
  2. Второй катрен показывает, что автор ищет ответы на следующие вопросы: зачем и куда они плывут, эти корабли? В попытках найти ответ на вопрос, у Мандельштама возникают иные, не менее серьёзные вопросы. Он вспоминает сюжет поэмы, где из-за любви разгорелась кровавая война.
  3. Заканчивается стихотворение строками, в которых ясно наблюдаются душевные терзания лирического героя. А море тем временем гремит и шумит, как бы усиливая влияние этих терзаний на героя. В конце концов, можно предположить, что под звуки ночного моря герой засыпает.

Символы и образы произведения

Основные образы Мандельштам взял, вдохновившись античной поэмой Гомера «Илиада». В ее песнях рассказывается о споре трёх богинь Олимпа: Геры, Афины и Афродиты, не пригласивших на пир богиню раздора. Желая отомстить, та рассорила трёх женщин, кинув на стол лишь одно золотое яблоко, которое предназначалось красивейшей из них. Это яблоко теперь именуют «яблоко раздора».

 анализ стиха мандельштама бессонница гомер тугие паруса

Богини, желая справедливости, направились к троянскому царевичу Парису, чтобы тот рассудил их. Каждая богиня готова была предложить свой божественный дар, чтобы выбрали её, но Парис посчитал достойным лишь предложение богини Афродиты.

Афродита пообещала ему любовь Елены, супруги ахейского царя, которая по праву считалась красивейшей из женщин в мире. Царевич в порыве страсти выкрал избранницу, став причиной войны. Ахейцы не стерпели позора и начали войну с Троей, которая хоть и пала в кровопролитной борьбе, но до последнего держалась очень мужественно.

Поэтический стиль стихотворения необычный и возвышенный: автор употребляет церковное слово «сей», вместо местоимения «этот». Показывает, что море «витийствует» (то есть ораторствует, говорит красноречиво, витиевато), в совокупности это и создаёт ощущение древней и возвышенной поэзии.

Роль эпитетов в стихотворении

Большинство прилагательных, которые употребляет автор в тексте, сложные, длинные, работающие на замедление и на более глубокое восприятие: «журавлиный»,»ахейские»(мужи), «божественная»…

 мандельштам бессонница гомер тугие паруса

Кроме того, можно наблюдать игру согласными звуками, аллитерацию. Не забывает автор и об использовании красноречивых и ярких эпитетов.

Такой стиль изложения помогает передать звучание и шум моря, его рокот, узнать настроение автора и героя произведения, окунуться в Гомеровскую эпоху.

Другие средства выразительности:

  1. Выражение «Тугие паруса» с первых же строк наполняет всё произведение буйной морской стихией и помогает ярче представить корабли и обстановку вокруг.
  2. Фразы поезд журавлиный и длинный выводок воссоздали аллегорию ахейских кораблей с журавлиной стаей. В следующей строке навязчиво повторяется метафорический эпитет — журавлиный клин в чужие рубежи: врезается, словно безжалостное орудие, в пределы троянцев жёсткая стихийная сила, с тем же тяжким грохотом, как шум моря доносится до изголовья героя.
  3. В стихотворении указано, что море — чёрное, автор передаёт этим описание глубины и вечности. Практически основной элемент стихи — морская пена, ассоциируется с атрибутом богов древности, которые предаются эмоциям безвольно, а также отсылает к богине Афродите, являющейся из пены.
  4. Из всех аллегорий и эпитетов, чаще всего в стихотворении повторяются образ поэта Гомера и моря — мощной стихии, которая неподвластна человеку. В третьей строфе произведения оно соотносится с Гомером и обобщается местоимением «всё». «Всё» — это всё вре́менное, вечное. И это «всё» движется возвышенным чувством. В итоге голос поэзии и древности замолкает перед голосом Вечности, голосом моря.

Произведение Осипа Мандельштама глубокое и философское, нетипичное для автора, оно даёт пищу для размышлений, как же такое возвышенное чувство, как любовь влияет на поступки и открывает самые потаённые глубины человеческой души, обнажая как её положительные стороны, так и отрицательные.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector