Top.Mail.Ru

Баллада «Завещание»: анализ стихотворения Лермонтова

Многие его произведения автобиографичны, но этого нельзя сказать о стихотворении Лермонтова «Завещание». Анализ баллады показывает, что главный герой произведения изначально показан как некая трагичная личность с завуалированной историей жизни. При этом поэт исподволь подводит читателя к размышлениям о вещах, которые непременно важны в жизни любого человека.

Баллада «Завещание»

Последние слова — о жизни и смерти

В последнем сражении воин получил тяжёлое ранение в грудь. Как человек мужественный, он стоически принимает известие о том, что жить осталось совсем немного. Превозмогая боль, умирающий старается высказать последнюю волю.

Последние слова — о жизни и смерти

Речь прерывиста, но вполне доступна для понимания и даже структурирована. При этом каждая часть стиха оставляет ощущение недосказанности темы. Возможно, Михаил Лермонтов сознательно использовал это выразительное средство, чтобы подтолкнуть читателя к сопереживанию и «соавторству» в домысливании сюжета. Но от этого выразительность ничуть не пострадала.

Если составить план, произведение чётко делится на четыре части. Первая, вступительная, содержит краткий рассказ о герое произведения. Остальные повествуют о трёх самых драматичных моментах в жизни этого человека.

По жанру этот стих перекликается с народными песенными шедеврами. В нём герой точно так же вспоминает:

  • далёкую родину;
  • семью;
  • старых друзей и знакомых.

И подобно персонажам из фольклора воин надеется, что о нём хоть кто-нибудь вспомнит. При этом он щадит близких и не расписывает в красках своё состояние, ограничиваясь краткими и по-мужски сдержанными фразами.

Прощальная просьба и поручение

Из слов умирающего можно сделать заключение о том, что он любит родной край и тоскует на чужбине, куда он попал, вероятно, уже давно. Свой воинский долг он исполнил честно, из-за ранения в грудь принял смерть за царя и Отечество — так кратко просит герой рассказать, если вдруг хоть кто-то поинтересуется его судьбой. В подробности вдаваться ни к чему.

Просьба умирающего

Связь с отчим домом прервалась, и мужчина даже не знает наверняка, живы ли его родные люди. Причины, из-за которых родители не переписывались с ним, умирающий не раскрывает. Но всё же просит, чтобы не огорчали стариков печальным сообщением. Уж пусть лучше думают, что их сына отправили служить куда-то очень далеко, а писем он не присылает лишь по лености. Эта трогательная забота говорит о любви и нежности к отцу и матери.

Совсем иначе смертельно раненный воин говорит о женщине, жившей по соседству с его семьёй. О той, которую, вероятно, любил когда-то, но без взаимности. Можно предположить, что мужчина продолжает страдать от неразделённого чувства, ему знакомы боль и гнев отверженного.

Обида пересилила всё, и умирающий просит не щадить чувства бывшей соседки, рассказать обо всём, что с ним произошло. Объясняет столь жёсткое решение тем, что «пустому сердцу» это не страшно. И сразу же противоречит собственным словам, высказывая надежду на то, что всё-таки женщина, которая уже наверняка забыла о прошлом, теперь «поплачет», услышав известие о его смерти.

Загадка главного героя

Здесь есть над чем подумать. Видимого сходства с самим поэтом как будто и нет, однако остаётся тайной, к какому общественному классу принадлежит мужчина, не упоминается и звание воина. Неизвестно, где именно служил умирающий, нет даже малейшего намёка на место роковой битвы.

Ещё одна загадка — лингвистическая. С одной стороны, в его беседе с другом присутствуют высказывания, характе́рные для простых людей. Врачей, например, он называет лекарями.

«Завещание» Лермонтова

С другой стороны, в его монологе есть и такие фразы, которые, скорее можно услышать от человека интеллигентного, а не от необразованного солдата. Чего стоит хотя бы слова о весточках родным и якобы собственной лени их писать. Невольно возникает идея об офицере, дворянине, разжалованном в рядовые.

Герой, умирая, как бы подводит итог и старается проанализировать своё прошлое. Звенящей струной в его словах звучит горечь одиночества, отверженности. Это вполне может быть отголоском темы лишнего человека, такой типичной для разочарованного поколения интеллигенции, сверстников самого́ поэта.

Параллели с судьбой М. Лермонтова

Конечно, прямого совпадения нет, но стоит вспомнить историю создания и особенно год написания этого произведения. Небольшое по размеру лирическое сочинение датировано 1840 годом. Вот теперь начинают проступать сходные моменты:

Лермонтов находится на Кавказе

  1. В то же время Лермонтов опять находится на Кавказе, сосланный уже во второй раз. Шли боевые действия, да и единичные столкновения с местными абреками были не редкостью. События явно перекликаются с военной темой стиха.
  2. Герой произведения полагает, что его родители вряд ли до сих пор живы. У Лермонтова к тому времени не осталось никого, кроме бабушки. Мария Михайловна, мать поэта ушла из жизни ещё в 1813 году, а Юрий Петрович, отец, умер восемнадцать лет спустя.
  3. Тема одинокой души, сквозящая в словах умирающего воина, созвучна настроениям и мироощущению автора. Из безнадёжности одиночества и неудовлетворённости окружающей действительностью поэт видит лишь один выход. И, в принципе, не суть важно, будет ли это смерть самого́ человека или его души.

Когда баллада «Завещание» была написана, подходил к концу 1840 год. До гибели поэта на дуэли оставалось несколько месяцев: 15 мая 1941 года неумолимо приближалось.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector