Top.Mail.Ru

Анализ стихотворения «Памятник» Державина для 9 класса

Тема творчества и бессмертия авторских произведений присутствовала в сочинениях сразу нескольких деятелей искусства разных эпох. Наряду с Горацием, а, несколько позднее и Пушкиным, одиозные строки о служении Музе писал Гавриил Романович Державин. Анализ стихотворения «Памятник» в 9 классе позволит глубже узнать отношение поэта к вопросу литературного созидания и его собственной роли в нем.

Стихотворение «Памятник» Державина

Немного об авторе

Сообщение, содержащее анализ стихотворения «Памятник» Державина для 9 класса, было бы неполным без конспекта краткой биографии русского государственного деятеля и писателя.

Гавриил Романович Державин (1743 — 1816) служил при дворе сенатором и действительным тайным советником в годы правления императрицы Екатерины II Великой, а до того являлся участником переворота, вследствие которого государыня и взошла на российский престол.

Гавриил Романович Державин

Родился Гавриил Романович в селе Сокуры Казанской губернии и был выходцем из дворянского татарского рода. По приезде в столицу молодой Державин поступил в ряды Преображенского полка, в составе которого подавлял Пугачёвское восстание. В те годы будущий поэт вел записи, касающиеся нюансов военных действий, к которым затем при написании «Капитанской дочки» будет обращаться Александр Сергеевич Пушкин. Всего Державиным было собрано 4 тома важнейших заметок, являющихся уникальной ценностью для потомков и историков:

  • Отпуска по комиссии Пугачева;
  • Ордера по бунтовщику;
  • Сообщения и рапорты;
  • Партикулярные письма.

Непосредственно к литературной деятельности Гавриил Романович пришел в 1773 году. Будучи в отставке от воинской службы, начинающий поэт посвятил оду под названием «Фелица» Екатерине Великой, в которой по традициям жанра восхвалял императрицу. Именно это произведение позволило писательскому таланту Державина увидеть свет и получить признание. Впоследствии автор создаст еще немало стихотворений подобного направления, таких как: «Бог», «Водопад», «Вельможа».

Хронологическая таблица литератора позволяет сделать вывод, что этот человек прожил насыщенную социальную и творческую долгую жизнь.

Предпосылки для создания

Анализ «Памятника» Державина для 9 класса требует экскурса в историю написания стихотворения. Произведение вышло из-под руки пятидесятидвухлетнего Гавриила Романовича в 1795 году. В этот период автор занимал пост главы столичной Коммерц-коллегии, однако часть времени, выкроенного среди ответственной работы, посвящал любимому делу — поэзии.

Учитывая возраст писателя, нетрудно догадаться, что опус относится к зрелому этапу творчества и является своеобразным подытоживанием автором своей жизни и литературной деятельности.

Взяв за основу одноименное творение римлянина Горация, Державин одним из первых в России стал восхвалять собственный дар и достижения на поприще служения Музе, а также развивать тему вечности искусства, которое не подвластно стереть времени.

Средства выразительности

Изучение стиха «Памятник» в 9 классе по литературе подразумевает выявление изобразительных литературных приемов, использованных писателем в произведении. Державин прибегает к классическим поэтическим маневрам:

  • размер стихосложения;
  • рифма;
  • композиция.

Стих «Памятник»

Ритмический рисунок опуса строится из шестистопного ямба и перекрестной рифмовки. Подобное строение придает величественный слог стиху. По своей структуре стихотворение состоит из 5 строф, 4 из которых посвящены искусству и роли автора в нем, а финальная является обращением поэта к Музе. Что касается примененных Гавриилом Романовичем троп, в стихе фигурируют:

  • эпитеты: «памятник чудесный», «гром быстротечный», «сердечной простоте», «заслугой справедливой», «рукой неторопливой»;
  • метафора: «зарей бессмертия»;
  • олицетворение: «времени полет не сокрушит»;
  • инверсия: «народах неисчетных»;
  • гипербола: «металлов тверже он и выше пирамид».

Использованные обороты речи и высокопарные слова привносят в произведение особый торжественный и декламационный характер, некоторую величественность и неторопливость.

Идейное содержание

Анализ стихотворения «Памятник» по плану в 9 классе позволяет выявить основной смысл, который автор хотел вложить в свое произведение. Гавриил Романович Державин в строках этой красивой оды искусству говорит о бессмертии истинного творчества и том, что созданное человеком будет продлевать память о нем на века. Поэт без лишней скромности прекрасно понимает, как велика его собственная роль в русской литературе и отражает это в тексте опуса: «Что первый я дерзнул в забавном русском слоге в сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить».

Державину удалось стать приближенным к императрице человеком

При этом автор подчеркивает и свои жизненные достижения, указывая, что ему удалось стать приближенным к императрице человеком и уважаемым государственным чиновником, хотя начинал он с простого служащего Преображенского полка: «.как из безвестности я тем известен стал.».

Таким образом, стихотворение «Памятник» российского государственного лица, военного и литературного деятеля 18 века Гавриила Романовича Державина — это образец классической русской оды, основоположником которой и является автор. В своем знаменитейшем поэтическом творении 1795 года писатель воплоил всю суть вечности искусства и той исторической памяти, которую оно дарит своему создателю.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector