Top.Mail.Ru

Анализ и содержание «Оды на день восшествия Елизаветы Петровны»

Многие русские писатели и поэты создавали произведения, посвящённые монаршим особам. Одно из таких творений принадлежит перу Михаила Васильевича Ломоносова, который прославился не только как учёный, но и как талантливый литератор. В 1747 г. он написал стихотворение, прославляющее императрицу. Анализ оды «Восшествие Елизаветы Петровны на престол» учащиеся выполняют на уроке литературы в 8 классе или самостоятельно, используя план. Представленный образец поможет справиться с заданием.

«Ода на день восшествия Елизаветы Петровны»

Краткий обзор стихотворения

Поводом к написанию оды послужило восшествия Елизаветы Петровны на всероссийский престол. Это событие произошло в 1741 г., а на шестую годовщину, в 1747 г., было создано произведение. Основная тема — прославление государыни и её заслуг. Композиционно стих можно разделить на три части:

  • Первая. Автор возносит хвалебные речи в адрес мудрой правительницы.
  • Вторая. Перечисляются богатства страны, её мощь.
  • Третья. Михаил Васильевич вновь прославляет Елизавету Петровну, называя её «источником милости» и «ангелом мирных наших лет».

Литературный жанр произведения — ода. Ломоносов предпочитал её остальным направлениям. В качестве стихотворного размера поэт выбрал четырёхстопный ямб. В поэтических сроках используются три вида рифмы:

  • смежная;
  • опоясывающая;
  • перекрёстная.

Михаил Ломоносов

Ломоносов мастерски применяет средства выразительности, среди которых славянизмы, сравнения, гиперболы, метафоры и эпитеты.

Подобные произведения создавались по заказу монарших особ, и этот стих не стал исключением. В поэтических строках говорится, что Елизавета продолжила славные начинания императора Петра Великого. Ломоносов перечисляет деяния императрицы и отмечает плюсы её правления.

Первое, что сделала Елизавета, взойдя на престол, — осуществила реструктуризацию Академии наук. Она издала указ, в соответствии с которым был утверждён обновлённый штат. Также государыня вдвое увеличила объём финансирования. Помимо этого, она поддерживала русских учёных и науку в целом, следила за тем, чтобы нужды Академии своевременно удовлетворялись.

В первые годы правления Елизаветы приходилось думать и о поддержании обороноспособности России. Была высока вероятность, что страна окажется втянутой в войну. Англия, Голландия и Австрия образовали коалицию и хотели начать войну против Германии и Франции. Целью предполагаемых военных действий было получение Австрийского наследства. Участники коалиции предлагали России принять участие в войне.

В своей оде Ломоносов настаивает на том, что государство должно развиваться по мирному пути. Михаил Васильевич предостерегает от вступления в военную коалицию. При этом автор превозносит Елизавету за то, что она всеми силами старается вывести страну на новый уровень и заботится о просвещении населения.

Центральная тема и содержание

Императрица Елизавета

Основная тема оды — восхваление славных деяний императрицы Елизаветы. Ломоносов пишет о том, что она пошла по правильному пути, стремясь повести государство по прогрессивному пути. При этом Ломоносов доносит до читателей и другие мысли. Он отмечает важность образования и науки.

Одна из главных идей произведения заключается в том, что государство может развиваться только в мирной обстановке. В эти темы мастерски вплетается ещё одна — служение Родине. По мнению Михаила Васильевича, исполнение долга перед отчизной — это не обязанность, а наивысшая честь и награда для каждого гражданина, независимо от того, является ли он монархом или рядовым тружеником.

Если вдуматься в смысл послания, легко понять, что Ломоносов адресовал его не только государыне, как это может показаться на первый взгляд, но и каждому читателю, включая потомков и современников.

Автор очень любил Россию и хотел, чтобы она процветала, а люди духовно развивались. Для каждого Михаил Васильевич желал благополучия, мира и счастья.

Композиция и жанр

Ода Ломоносова Елизавете Петровне состоит из трёх последовательных частей, логически связанных между собой. Такая структура характерна для жанра, выбранного Михаилом Васильевичем. В первых строках автор адресует хвалебные речи «возлюбленной тишине». Он перечисляет красоты, которые её окружают:

  • «цветы»;
  • «класы на полях» (класы — колосы);
  • «сокровищ полны корабли».

Отрывок из«Ода на день восшествия Елизаветы Петровны»

Затем поэт пишет, что на свете нет ничего прекраснее «Елисаветы и тебя». Он начинает перечислять заслуги императрицы. Государыня вернула в страну мир, «войне поставила конец», «изволила расширять науки». Далее автор обращается к «пламенным звукам» и «наглым вихрям», призывая их «разглашать прекрасные» времена.

В таком духе выдержана вся центральная часть произведения. Ломоносов упоминает о кончине Петра I, говоря, что «достойный муж» «отторжен роком», и высказывает предположение, что если бы продлилась жизнь «кроткой» Екатерины, постыдилась бы даже «Секвана» со своим искусством.

Далее по тексту Ломоносов продолжает восхвалять монархиню, упоминая российские реки, пейзажи, снега, льдистые горы, глубокие леса и широкие поля. Ближе к концу произведения автор прямо обращается к потомкам, призывая их «дерзать» и показывать «раченьем», что российская земля способна рождать «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов».

О науках М. В. Ломоносов говорит, что они берегут «в несчастной случай» и служат утехой «в домашних трудностях», подают отраду старым и питают юношей. По мнению автора, научные знания пригодятся как в городе, так и в пустыне, без них не обойтись и среди народа, и в одиночестве.

Обучение детей наукам

Ломоносов считает, что достойное будущее России должны обеспечить образованные молодые люди, которые будут способствовать дальнейшему развитию наук. В заключительных строках поэтического произведения автор вновь превозносит монаршую особу и её деяния, совершённые на благо России.

Ода была излюбленным литературным жанром Михаила Васильевича, а спустя столетие к ней прибегали и Пушкин, и Лермонтов, когда нужно было создать произведение, посвящённое важному событию или высокопоставленной особе. Писатели и поэты, жившие в одно время с Ломоносовым, признавали, что он непревзойдённый мастер в написании подобных произведений.

Размер и средства выразительности

Стихотворный размер, в котором выдержана ода, — четырёхстопный ямб. Он был любимым у автора. Вот каковы особенности ломоносовского творчества:

  • музыкальность;
  • звучность;
  • возвышенность.

Так можно охарактеризовать и оду «На день восшествия на престол Елизаветы». Примечательно и сочетание видов рифмовки. Каждая строфа представляет собой десятистишие. Типы рифм располагаются в таком порядке:

  • с первой по четвёртую строки — перекрёстная;
  • с пятой по седьмую — смежная;
  • с седьмой по десятую — опоясывающая.

Ломоносов пишет оду

Ломоносов мастерски использовал выразительно-изобразительные языковые средства. Благодаря им ода получилась возвышенной. Нельзя сказать, что произведение легко читается, зато в нём прекрасна каждая строка. Стихотворение богато украшено сравнениями и олицетворениями, метафорами и славянизмами, гиперболами и эпитетами. Все тропы дополняют друг друга, и каждый короткий отрывок раскрывает творческий замысел поэта.

Примеры средств художественной выразительности:

  • славянизмы — «узреть», «дщерь», «выя», «град»;
  • гипербола — «чрез горы, реки и моря»;
  • метафора — «ума плоды»;
  • олицетворение — «Марс страшился», «вихри, не дерзайте реветь»;
  • эпитеты — «жестокая», «глубокие», «земные», «великая», «щедрая».

Ода, написанная в 1747 г., не единственная из тех, что были посвящены Елизавете и другим монархам. В XVIII веке создание торжественных произведений считалось обычным делом, и каждый стих по-своему прекрасен.

Для сравнения стоит прочитать оду «На взятие Хотина», автором которой тоже был Ломоносов.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector