Top.Mail.Ru

Причины раскола церкви на Руси в 17 веке

В 1652 году, после смерти патриарха Иосифа, на священный престол взошел Никон. При поддержке молодого царя Алексея Михайловича новый патриарх занялся обновлением церкви. Проводимые реформы, методы, которыми пользовался Никон, снискали ему дурную славу и большое количество противников. Часть верующих людей, служителей церкви не приняла нововведений. Произошедший раскол церкви на Руси в 17 веке, причины которого были в действиях патриархата, стал тяжелым временем для страны.

Царь Алексей Михайлович и Никон

Россия перед началом реформ

О том, что унификация церкви нужна, разговоры шли уже в сороковых годах XVII столетия. В церковных книгах, службах, обрядах, проводимых служителями, все должно было быть по единому образцу, разночтения следовало ликвидировать. В Москве существовал кружок, в который входили представители духовенства и светского общества. Они были объединены одной идеей — унификация и реформы в церкви.

Раскол церкви на Руси в 17 веке причины

Разногласия были лишь в том, что касалось образца, по которому предполагалось переписать церковные книги, обновить проведение обрядов. Основная часть «Ревнителей древнего благочестия» во главе с Никоном считала образцом для изменений греческие каноны. Другие, а с ними протопоп Аввакум, — древнерусские писания.

За византийский образец был и царь Алексей Михайлович, который благоволил к кружку «ревнителей». В 1652 году Никон стал патриархом и поддержал реформы и унификацию по греческим писаниям. Так начались преобразования, которые привели русский православный мир к расколу.

Причины принятия греческих писаний

В период принятия решения по унификации церкви Россия еще переживала события, которые происходили в Смутное время. Было естественным желание укрепить международное положение страны, в том числе и в православном мире. Начало реформ пришлось на годы царствования Алексея Михайловича (с 1645 по 1676), который ждал такие изменения в стране, как:

Церковный раскол

  • укрепление положения государства Российского между странами православного мира;
  • становление Москвы духовным центром Православной церкви;
  • скорейшее объединение с Малороссией, присоединенной к России в 1654 году;
  • стабилизацию внутриполитической жизни страны.

Становится понятно, что власть и патриархат имели единую цель. Укрепившись, российская столица могла бы стать оплотом православия. После того как Византия пала, Москву должна была поддержать только греческая церковь. Это могло произойти после приведения богослужений, церковных книг, икон в соответствии с греческими писаниями.

Реформы пошли бы на пользу присоединенной к России Малороссии: повлияли на процесс объединения. На территории этой части Украины, Малороссии, церковь руководствовалась греческими канонами.

Во внутриполитической жизни страны также не все было хорошо: последствие Смутного времени давало о себе знать. Чтобы была поддержка национальному единству россиян, требовалось установить и единые правила церковного уклада.

Личность патриарха Никона

Личность патриарха Никона

Некто Никита Минин, родившийся в 1605 году, и есть печально известный Никон, благодаря которому случился церковный раскол 17 века. Его карьера на поприще священнослужителя двигалась семимильными шагами. В 1643 году Никон стал игуменом в монастыре Архангельской губернии. В 1646 году его представили царю Алексею Михайловичу: молодому государю всего 17 лет. Благодаря его симпатии Никон был оставлен в Москве при дворе и служил архимандритом Новоспасского монастыря. Как итог царской милости — сан Новгородского митрополита.

В 1651 году Никона снова вернули в Москву — по воле Алексея Михайловича. Он пользовался огромным доверием государя, оказывал влияние на него. Решение многих вопросов государства не обходилось без активного участия Никона. Через год он становится патриархом, достигнув вершины своей карьерной лестницы. С этого момента государь и патриарх занялись подготовкой к проведению реформы церкви.

Первые шаги к противостоянию

Началом деятельности патриарха стало редактирование церковных писаний по образцу греческих. Но не этот вид деятельности привел к противостоянию: введение изменений в правилах богослужений спровоцировало церковный раскол, дата которого — 1653 год. История говорит о том, что толчком к неприятию старообрядцами стал целый ряд факторов:

  • замена крестного знамения на «троеперстное»;
  • изменение имени Исуса на «Иисус»;
  • использование меньшего числа просфор во время литургии;
  • смена земных поклонов на «поясные»;
  • совершение крестного хода против солнца;
  • троекратное «Аллилуйя» вместо двукратного во время церковного песнопения.

Вдобавок ко всему вышеперечисленному, в 1654 году повсюду изымались иконы, написанные якобы в иностранной манере.

Появился «Служебник», составленный по греческому писанию, изданному в 1602 году. Если говорить о том, каковы причины, вызвавшие раскол РПЦ, то это разночтения с русскими церковными книгами.

Стало ясно, что книги правили только по новогреческим изданиям. В учет не брались ни древнерусские, ни древнегреческие писания. Чистота православия под угрозой — так считали верующие и выражали свой протест.

Раскол как религиозно-общественное движение

Главной причиной раскола, возникновение которого приходится на середину 17 века, стали реформы патриарха Никона. В 1667 году Собором было принято решение об отлучении старообрядцев, осуждении их как тех, кто отказывается признавать официальную церковь. Так власти признали, что общество разделено и реформы не удалось провести безболезненно.

Массовые самосожжения старообрядцев

Политика государственной и церковной власти оказалась недальновидной. Они не смогли направить события в нужное русло, не учли психологические проблемы верующих. Это стало одной из причин возникновения разделения общества. Методы борьбы, применяемые патриархом Никоном, были очень жестоки, что привело к охлаждению отношений власти с церковью.

В 1660 году царь повелел духовному Собору низложить Никона, лишить его сана и сослать в монастырь. Но, несмотря на свержение патриарха, реформы церкви продолжались. Официально утвержденные книги и обряды приняла Православная церковь. Этим же Собором вынесено решение — считать старообрядцев и их сторонников еретиками.

В период религиозной войны шли гонения и преследования старообрядцев. Простой народ встал на их поддержку. Раскол способствует началу массовых волнений.

Спасаясь от преследования власти, группы верующих скрывались на далеких окраинах России. Тогда и появились «гари»: массовые самосожжения старообрядцев.

Раскол православной церкви 17 века — это национальная трагедия русского народа. Произошло разъединение людей на религиозной почве. Кто-то остался в лоне церкви, а многие, не принявшие обновлений, стали гонимы на своей земле. Единственный плюс этих страшных событий России — укрепление международного положения страны.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector