Top.Mail.Ru

История покорения Антарктиды: первые исследователи Южного полюса

Антарктида — южный и холодный континент, который большую часть времени полностью покрыт льдами. В силу особенностей сурового климата эти земли считаются самыми загадочными и сложными для освоения. Крайне интересна история открытия континента. На протяжении нескольких веков исследователи Антарктиды пытались достичь Южного полюса, составить подробную карту и описать эти земли.

Исследователи Антарктиды

История открытия

Предположения о том, что существует далекая южная земля, делались еще в глубокой древности. Например, Аристотель утверждал, что существует огромный материк, который соединен с Африкой и уравновешивает северные континенты.

Первые попытки доплыть до Антарктиды предпринимались в начале XVI века. Знаменитый флорентийский мореплаватель и путешественник Америго Веспуччи отправился в полное опасностей плавание в 1501 году. Его корабли смогли подойти к островам Южная Георгия, однако продвинуться дальше не удалось из-за страшного холода. Основные сложности при изучении Антарктиды:

Мореплаватель и путешественник Америго Веспуччи

  • удаленность континента;
  • частые шторма;
  • сложности со снабжением;
  • ужасающий холод.

Более чем через два века английский мореплаватель Джеймс Кук во время своего длительного кругосветного путешествия в 1772—1775 годах смог далеко продвинуться в арктические воды. Но материка он не достиг.

Кук сделал предположение, что он обследовал все полушарие, не нашел признаков большой земли, поэтому никакого континента здесь нет и никогда не было. Этот путешественник имел непререкаемый авторитет, поэтому в ближайшие сорок лет никто не занимался вопросами поиска Антарктиды.

Русские исследователи

Опытный мореплаватель Фаддей Беллинсгаузен

В 1819 году по указу русского царя Александра Первого была снаряжена очередная экспедиция, основная цель которой — отыскать загадочный южный континент. Возглавил плавание опытный мореплаватель Фаддей Беллинсгаузен. Себе в помощники он взял Михаила Лазарева. На двух специально построенных для экспедиции кораблях «Мирный» и «Восток» путешественники отправились в долгое и полное опасностей плавание.

4 июля 1819 года оба судна вышли из порта Кронштадта и достигли к декабрю Южной Георгии. Моряки потратили несколько недель на составление подробной карты побережья. Вскоре ими были открыты три небольших вулканических острова. Двигаясь на юг, русские моряки достигли Земли Сандвича, открытой еще Джеймсом Куком. Было установлено, что это огромный архипелаг, ставший самым южным на карте Земли. Продвигаясь вдоль 60 параллели, корабли русской экспедиции 28 января 1820 года достигли берегов неизвестного ранее материка.

Первоначально Беллинсгаузен и Лазарев полагали, что это лишь очередные острова, однако вскоре поняли, что открыли огромный материк, который практически полностью покрыт льдами. В течение двух месяцев они плавали вдоль берегов Антарктики, что позволило составить подробную карту с промером глубин во многих бухтах. С наступлением зимы в южном полушарии мореплаватели отправились на свою базу к берегам Австралии.

Экспедиция не только позволила впервые достичь южного континента, но и доказала на практике возможность относительно безопасного плавания в этих водах. В течение последующих 20 лет никто не приближался к берегам Антарктики. Это объяснялось отсутствием интереса к исследованию южного континента.

Ранее считалось, что это крайне суровые и безжизненные земли, поэтому человек здесь не сможет продержаться даже несколько недель.

Второй период экспедиций

Настоящий прорыв в исследованиях южного континента пришелся на период с 1838 по 1842 год. Именно тогда три различные экспедиции из Франции и Великобритании смогли не только достичь берегов Антарктиды, но и высадились на сушу, существенно продвинувшись вглубь материка. В это время была составлена подробная карта материка, вычислено расположение Южного магнитного полюса. Мореплавателям удалось пройти вдоль шельфового ледника Росса. Также была открыта часть суши, названная Землей Виктории в честь королевы Британии.

После открытий 30—40-х годов XIX века интерес к Антарктиде угас, лишь в конце столетия эти воды вновь стали посещать корабли. В рамках экспедиций изучалась численность популяции китов, которые ранее встречались в этих холодных водах. Французские и бельгийские команды не только исследовали береговую линию и прибрежные земли, но и организовали полноценную зимовку в Антарктиде. Это доказало, что при должном снабжении человек может выжить даже в суровых условиях.

 Английский исследователь Э. Шеклтон начал свой путь от мыса Мак-Мердо

В начале XX века началось так называемое соперничество путешественников, которые первыми стремились достичь Южного полюса. Английский исследователь Э. Шеклтон начал свой путь от мыса Мак-Мердо и смог добраться до 88 градусов южной широты. В 1911—1912 годах сразу две хорошо снаряженных команды начали идти к Южному полюсу.

Считается, что первым его достиг норвежец Р. Амундсен, который шел маршрутом из восточной части мыса Барьер Росса. Через несколько дней после экспедиции потомков викингов полюса достиг британец Р. Скотт. Однако на обратном пути он попал в страшный буран и погиб от холода.

В начале XX века активно изучала южный континент Австралия. Путешественники из этой страны построили в Антарктиде две базы, где в летнее время проживали исследователи. Ими была составлена карта шельфовых ледников, определены особенности этого материка. Именно австралийцы определили, что толщина льдов центрального щита составляет около двух километров. Их исследования позволили ученым продвинуться в изучении истории Антарктиды.

Использование авиации

Развитие дальней авиации дало существенный толчок к исследованию Антарктиды. У ученых и путешественников появилась возможность летать на этот континент. В его льдах были обустроены взлетно-посадочные полосы.

Впервые полет над Южным полюсом совершил американец Р. Бэрд в 1929 году. С воздуха были открыты новые горные пики на побережье и острова, которые ранее из-за удаленности были недоступны с воды. Значение авиации при исследовании Антарктики:

  • существенное упрощение снабжения баз;
  • простая доставка ученых на южный континент;
  • возможность полетов круглый год.

Использование авиации для исследования Антарктиды

В 40—50-х годах на побережье были созданы наземные станции, где полярники жили постоянно. Для их снабжения использовалась дальняя авиация, которая доставляла в Антарктику исследовательское оборудование и провиант. С помощью сверхточной оптики была проведена аэрофотосъёмка, что позволило составить максимально точную карту материка. С земли в 1956 году исследовалась мощность ледяного покрова, под которым были найдены высокие горные цепи и подземные гигантские озера на каменном основании.

Далекие морские путешествия — это время отчаянных мореплавателей, рисковавших своими жизнями, изучая новые земли. Сегодня тема, посвященная истории открытия Антарктиды, изучается в рамках школьной программы. Ученики готовят сообщения, рефераты и доклады, в которых кратко рассказывают о покорении континента.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector