Top.Mail.Ru

Синдикат в экономике: кратко о монополиях

Монополии принимают разные формы. Их конечная цель — увеличить прибыль настолько, насколько это возможно. Синдикат в экономике занимает не менее важную роль, чем картель или концерн, но уступает более эффективным решениям, например, конгломерату. Он обладает уникальными признаками, историей появления и развития.

Синдикат в экономике

Определение синдиката

Если на рынке нет конкуренции, то самый лёгкий способ увеличить прибыль — это создание монополии. У неё есть несколько форм:

  • картель;
  • синдикат;
  • трест;
  • концерн;
  • конгломерат.

Что такое концерн

Чтобы было проще понять, что такое концерн, лучше сразу привести пример. Допустим, существует несколько компаний, где у каждой есть небольшое количество покупателей и скромное производство. Расшириться они не могут, потому что поставщики завышают цены на сырьё, а конкуренты из крупных компаний активно вытесняют с рынка. Чтобы в таких условиях поднять эффективность бизнеса, понадобятся огромные вложения.

В головы хозяевам бизнеса приходит следующая идея: синдикат в экономике, кратко — это объединение в союз, где сырьё закупается сразу для всех, огромным оптом, таким образом, сбивая его стоимость, а сбыт произведённого товара осуществляется через одну контору сбыта. Последнее необходимо, чтобы участники синдиката не конкурировали между собой, а объём товара был таким большим, что можно было завышать на него цену.

Во всём этом есть важный момент.

Участники синдиката не становятся одной организацией. Их предприятия полностью суверенны. Они несут юридическую и материальную ответственность по отдельности.

Даже преступники признали эффективность этой схемы. Поэтому многие могут вспомнить криминальные синдикаты. Там тоже перестали действовать поодиночке, чтобы поставить грязные дела на поток.

Главная черта синдиката — это отказ от торговой самостоятельности, при сохранении производственной. Поэтому если говорить о картели, то там другая история. В нём участники постоянно вынуждены договариваться о ценах сбыта, делить между собой рынки и получать квоты.

А если сравнивать с трестом, то в нём ещё проще. Здесь организации объединяются полностью, из-за чего они перестают существовать по отдельности, не имеют никакой самостоятельности в вопросах торговли и производства.

Исторические «корни»

Так уж вышло, что формироваться первые синдикаты начали примерно в одно и то же время. Датируется это восьмидесятыми годами XIX века. Такой переполох легко объяснить тем, что в те же времена начался промышленный бум, а производство стало концентрированным. Например, в той же Франции появилось объединение из 13 металлургических предприятий.

Синдикат «Продуголь»

В России происходило нечто похожее. Самыми известными оказались «Медь», «Продуголь». Просуществовали они совсем недолго. В 1917 году случилась революция, а монополии оказались не в почёте у новой власти, поэтому их разрушили.

В 1921 году была предпринята попытка снова вернуться к рыночной экономике. Для этого был разработан НЭП. В нём говорилось о многом, но в том числе и о синдицировании промышленности. Всё шло хорошо, но из-за некоторых нюансов НЭП просуществовал до 1930 года, а потом всё было снова ликвидировано.

Одно из важных преимуществ монополий, а особенно синдикатов — это способность регулирования цен. За счёт этого рынок становится управляемым, и поэтому он уже не настолько страдает от гиперинфляции.

Такое полезное свойство имеет обратную сторону. Это актуально в условиях кризиса, но в обычное время только вредит. Любая монополия вызывает следующие проблемы для свободного рынка:

  • нет конкуренции сбыта, а значит, что нет никакого смысла улучшать производство, вкладывая в него деньги, привлекая современные технологии;
  • регулировка цен не означает только хорошее, ведь монополисты могут повышать стоимость товаров, даже если качество продукции остаётся прежним;
  • любые налоги и ограничения ослабляют всех, но огромные синдикаты могут себе позволить подобное, а малый и средний бизнес всё время балансируют на грани развала.

Большинство стран не одобряют монополизацию рынка. Это облагается огромными налогами и ограничениями, а кое-где просто запрещено на законодательном уровне.

Альтернативные объединения

Понятное дело, что многим бизнесам хотелось бы объединиться, чтобы быстро прийти к процветанию. Но если говорить про РФ, то подобные структуры в стране существовать не могут. Требуется хоть какая-нибудь альтернатива, и она есть.

Как вступить или создать ассоциацию

Коммерческие интересы защищать у нас некому, но если кого-то притесняют в профессиональной области, то он может вступить или создать ассоциацию (союз).

Эта возможность прописана в Гражданском кодексе. Участники союза смогут координировать свою предпринимательскую деятельность, защищать свои имущественные интересы. Получается, что ассоциация защищает права своих членов, но не вмешивается в торговлю.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector