Биография, труды и философия шотландского учёного Дэвида Юма

Среди известных философов следует выделить Дэвида Юма. Биография этой личности довольно насыщенная и интересная. Урождённый шотландец выступал представителем различных учений и направлений философии. Именно в этой науке он видел руководство для практической деятельности, а также считал её важной в жизни человека. Кроме того, он был общественным деятелем, публицистом и экономистом.

Биография Дэвида Юма

Детство и юность

Дэвид (Давид) Юм (David Hume) родился 7 мая в 1711 году. Его отец Джозеф был шотландским дворянином и принадлежал к древнему дому Хоумов (Хьюмов). Глава семейства работал адвокатом. Он владел небольшим поместьем. Его жена Кэтрин была дочерью главы судейской коллегии. Она занималась домашним хозяйством и воспитывала трёх детей. Дэвид был самым младшим ребёнком. Его брата звали Джон, а сестру — Кэтрин. Семья была религиозной.

Эдинбургский университет

Когда отец Дэвида умер, мать занялась образованием детей. В 12 лет мальчик начал посещать учебные занятия в Эдинбургском университете. Он изучал юриспруденцию и древнегреческий язык. Через 3 года он бросил учёбу, поскольку ему больше нравились такие предметы, как философия и литература. Он мог долго размышлять о том, что его заинтересовало. Особенно Юм любил рассуждать о нравственности человека. Он считал, что сами размышления об этом уже переделывают нравственную природу личности.

Семья хотела, чтобы Дэвид стал адвокатом, как и его отец, однако юноша не желал связывать свою жизнь с юриспруденцией. Он предпочитал размышлять о разных вещах, но вскоре это привело к ухудшению его самочувствия. Когда Юму было 18 лет, у него случился нервный срыв. Его перестал интересовать окружающий мир. В 1734 году он переехал в Бристоль, чтобы на время отвлечься от размышлений. Юноша решил изменить образ жизни и устроился в торговый дом. Однако через несколько месяцев он уволился и отправился во Францию. Почти два года он провёл в школе Ла-Флеш.

Первые работы

Когда Дэвид Юм вернулся в Шотландию, он занялся философскими трудами. В 1738 году он написал два тома «Трактата о человеческой природе», а через год опубликовал третью часть сочинения. Философ рассуждал о достоверности знаний и убеждённости в них. Он также размышлял об опыте, впечатлениях, аффектах, эмоциях и ощущениях. Работа Юма не вызвала положительной реакции в философских кругах. Его считали атеистом, а это не давало ему возможности устроиться преподавателем в университете.

«Трактата о человеческой природе»

В 1742 году Юм выпустил книгу «Моральные и политические очерки», которая сразу завоевала популярность среди читателей. Главными темами работы стали:

  • политика;
  • экономика.

Через 3 года Юм стал репетитором юного маркиза Анненделя, однако тот не желал учиться. Через год Юм бросил это дело. Ему пришлось судиться с Анненделями, поскольку они не оплатили ему работу. Затем Дэвид работал секретарём генерала Сен-Клера. Он побывал с ним с военными миссиями в Канаде, в Австрии, Италии и Голландии.

В 1748 году Юм переписал и издал в сокращённом изложении свою первую работу. Но и в этот раз никто не оценил его труд.

Позже философ занялся написанием истории Англии. Его работа вызвала гнев читателей. Зато вторая часть труда, которую опубликовали в 1756 году, вызвала интерес публики во многих странах. «История Англии» была выпущена в шести томах. Тираж книг разошёлся полностью. Неожиданная популярность обеспечила философу финансовую стабильность. Кроме того, Юма избрали хранителем Адвокатской библиотеки.

Жизнь во Франции

Позже Юм работал британским дипломатом. С 1763 по 1766 год пребывал на службе во Франции и выполнял обязанности поверенного в делах.

Среди друзей Давида Юма было много философов:

Вольтер

  • Вольтер;
  • Гельвеций;
  • Монтескьё;
  • Даламбер;
  • Руссо;
  • Гольбах.

С некоторыми из них он общался во Франции, а с кем-то вёл переписку. У многих из них были те же взгляды и мнения о мире, как и у Юма. Философ сдержанно относился к французским просветителям. Он не хотел вступать в перепалки с церковниками, хотя он и не разделял их мнений.

В 1766 году философ уехал в Англию. Он помог своему другу Руссо устроиться в Дербишире, поскольку француза преследовали в собственной стране. Юм искренне желал помочь приятелю прославиться в Англии. Несмотря на его хлопоты, Руссо не смог найти признания среди англичан. Французский философ начал страдать паранойей. Он обвинил Юма в своих неудачах и распустил слухи, что шотландец относился к нему враждебно и хотел сделать из него посмешище. Друзья превратились во врагов. Вскоре Руссо покинул страну и провёл четыре года в скитаниях.

Последние годы

До 1768 года Дэвид Юм работал помощником государственного секретаря по делам северных территорий. Потом он ушёл в отставку и вернулся в город, в котором он родился. В то время Юм был состоятельным человеком и известным философом.

За всю жизнь шотландец написал около 50 кратких очерков, среди которых самые известными стали:

  • «О самоубийстве»;
  • «О бессмертии души»;
  • «Эпикуреец»;
  • «Стоик»;
  • «Платоник»;
  • «Скептик».

В своих трудах автор рассматривал экономические, психологические и моральные вопросы. Он умел излагать свои взгляды так, чтобы читатель смог увидеть вытекающие из его соображений выводы.

Также философ написал «Автобиографию», в которой он описал себя как открытого и коммуникабельного человека. Юм признался, что он тяготел к славе в области литературы, но не позволил себе стать высокомерным и эгоистичным. Возможно, на его характер и поведение повлияли его неудачи в самом начале писательской деятельности.

Особенности философской деятельности

Одним из последних произведений шотландского философа стала работа «Диалоги о естественной религии». Юм написал книгу в 1751 году, однако она была опубликована уже после его смерти. Автор не хотел издавать эту работу, поскольку он опасался преследований со стороны церкви. Шотландец часто выражал взгляды атеистов, за что его осуждали церковники и некоторые философы.

Весной 1775 года у Юма появились первые симптомы серьёзной болезни, на которые он старался не обращать внимания. Но его состояние быстро ухудшалось. Когда Юм понял, что ему осталось жить недолго, он отметил в своём завещании, чтобы душеприказчики опубликовали после его смерти «Диалоги о естественной религии». Однако они тоже боялись реакции церкви и тянули с публикацией труда Юма.

Философ умер 25 августа 1776 года, когда ему было 65 лет. Если верить основной версии, смертельной болезнью Юма оказался рак кишечника.

А. Смит писал, что философ провёл последние дни за чтением книг древнегреческого писателя Лукиана. Также шотландец шутил по поводу смерти и надеялся, что скоро народ откажется от религиозных взглядов и предрассудков. Открытое письмо Смита об этом вызвало негативную реакцию у публики. Пасторы Эдинбурга выпустили брошюры против покойного шотландца. А после его похорон на кладбище находилась стража, которая не позволяла недоброжелателям осквернить могилу популярного философа.

Особенности философии

В центр своих размышлений Давид Юм всегда ставил человека. Философ считал, что всем наукам следует опираться на философию. Он утверждал, что философская концепция человека должна стать основной, поскольку любая научная деятельность зависит от людей и при решении различных вопросов возвращается к ним.

Юность и первые литературные работы

Шотландский философ считал, что наблюдение и опыт лежат в основе науки о человеке. Поэтому сначала нужно изучить человеческое познание, удостовериться в его достоверности и доказать ценность опыта. Затем необходимо исследовать аффекты человека, которые обуславливают его поступки. А после них надо разобраться с морально-нравственными ценностями. Юм утверждал, что основная «пища» для человека находится в науке. Если люди хотят узнать свою истинную природу, им следует обратиться к философии.

В своих книгах шотландец отмечал, что человек является разумным и общественным существом, которое должно раскрыть свой потенциал в сферах, близких ему по взглядам. Если верить Юму, люди имеют смешанный образ жизни, который не даёт ему сильно увлечься одним интересом и утратить способности к другим видам деятельности.

В теории философа причинно-следственные связи выступают привычкой. Окружающий мир представлен потоком впечатлений, однако философ не указывал их источников. Юм считал человеческое «Я» эмпирическим субъектом, который был пучком восприятий для ума. Выход за рамки порождало появление гипотез и идей, которые могли касаться религии или философии.

Занимательные факты

Дэвид Юм был известен своими философскими трудами. Но о нём мало знают как о личности, поскольку его биография даётся кратко в разных источниках. Об этой персоне имеется немало интересных фактов, которые необходимы для рефератов и докладов:

Поместье Найнвелс

  • В 1734 году шотландец сменил свою фамилию на «Юм», поскольку многим англичанам было сложно произносить «Хоум» с шотландским акцентом.
  • Поместье Найнвелс принадлежало его семье с XVI века.
  • В детстве Дэвид верил в бога, поскольку его мать воспитывала в детях склонность к шотландскому пресвитерианству.
  • В начале своей философской деятельности учёный провёл в уединении около 10 лет.
  • Многие философы считали, что Юм был скептиком, но его нельзя назвать классическим представителем скептицизма. Учёный считал, что чрезмерная вера в традиции, власти и институты не даёт человеку мыслить самостоятельно. Однако он понятно объяснил, что не выступал против этих феноменов.
  • Большее влияние на деятельность шотландца оказали эмпиристы Д. Локк и Д. Беркли.
  • В 1769 году учёный организовал Философское общество, в который вошли А. Смит, А. Фергюсон, У. Каллен и другие философы.

Дэвид Юм выступал за свободу и саморазвитие человека. Многие его современники не признавали в нём учёного, однако сегодня труды философа берутся философоведами за основу при решении вопросов сфер общества.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector